Господин Ракитин ведет речь о другой модели "Нептуна", P2V-7. Его дальность полета - 7000 км
эта модификация Нептуна не была предназначена для специальных операций.
Я не понимаю Вас. По версии Ракитина, в район Холатчахля были заброшены не члены НТС, а кадровые военнослужащие армии США. Вы с ним не согласны?
Не согласен.
В нашем же случае с высокой долей вероятности можно говорить только о "транзитных агентах" (термин г-на Ракитина), т.е. людях в задачу которых входит сбор информации и проведение активных действий по маршруту движения и во время плановых остановок с последующим уходом за рубеж, то есть БЕЗ легализации на территории СССР.
В задачу таких групп входило скрытное наблюдение за интересующим объектом, забор проб почвы, воды и воздуха в месте предполагаемого производства компонентов ядерного оружия, установка разведывательной фиксирующей аппаратуры, снятие информации с таких устройств, установленных ранее заброшенной группой, нападения на милиционеров, военных, сотрудников КГБ, секретоносителей с целью получения документов и информации и т.д. и т.п., иногда диверсии.
Предельная численность такой группы три человека (для самых сложных заданий): один проводит операцию, второй страхует (проводит контрнаблюдение) или тоже участвует в активных действиях, третий отдыхает и стережет имущество от воровства, негласного досмотра и пр. Срок нахождения агентов внутри СССР варьировался, но в любом случае вряд ли превышал 30 дней, в противном случае требовал уже частичной легализации, что повышало вероятность провала.
Для формирования таких групп в 50-е годы прошлого века не было необходимости привлекать "стопроцентных американцев", то есть людей, которые родились в США и в процессе подготовки в разведчики выучили с нуля русский язык, затем получили опыт жизни в СССР, поскольку это означало бы "стрелять из пушки по воробьям" - слишком накладно, да и неоправданно рискованно.
В то время для такого рода операций широко привлекались бывшие советские граждане, оказавшиеся на Западе в ходе Великой Отечественной войны, в том числе бывшие бандеровцы, власовцы, другие предатели/изменники Родины, служившие, например, в печально известном зондербатальоне "дирлевангер", состоящем из рафинированных нацистских ублюдков - патологических убийц с садистскими наклонностями.
Можно вспомнить и о финских нацистах, ушедших из Финляндии вместе с немецко-фашистскими войсками, когда Финляндия была вынуждена объявить войну Германии, осевших в итоге в США. Эти люди с одной стороны были отличными лыжниками, а с другой хорошо знали русский язык, так как до 1917 года Финляндия входила в состав Российской империи и носителей русского языка там хватало.
В своей книге г-н Ракитин приводит пример поимки такого агента, рассказывает о его экипировке:
"В ночь с 17 на 18 августа 1952 г. советскими пограничниками в северной части о. Сахалина, в совершенно необжитом районе, был задержан неизвестный мужчина, вылезший из воды в прорезиненном костюме, маске и ластах. Он был идентифицирован впоследствии как Евгений Голубев, 1923 года рождения.
Целью его появления на территории СССР было выполнение специального задания в интересах разведки Министерства обороны США. Голубев был высажен с быстроходного катера на удалении примерно 700 м от берега, с собою разведчик имел два водонепроницаемых мешка. В них находились 2 радиостанции для работы на разных частотах, богатый набор химических препаратов — обезболивающие средства — производные морфия, снотворные, яды как мгновенного, так и отложенного действия, 25 тыс. рублей мелкими банкнотами, 100 тыс. рублей в облигациях крупного номинала, а также 25 золотых «червонцев» царской чеканки.
Само собой, разведчик был неплохо вооружен: 2 пистолета-пулемета, 3 боевых ножа, один из которых имел выстреливаемое лезвие. Перед Голубевым была поставлена задача проникнуть в окрестности Челябинска-40, произвести разведку объекта, добыть документы военнослужащих, охраняющих закрытый город, собрать и законсервировать пробы воды и грунта вне охраняемого периметра, после чего выехать в указанный ему район Армении и самостоятельно перейти советско-турецкую границу в известном ему «коридоре».
Способ и время перехода были обусловлены заранее. Голубев должен был действовать полностью автономно, не вступая в контакт с представителями американской разведки на территории СССР.
Особо следует отметить тот факт, что Голубеву при выдвижении к объекту разведки предстояло преодолеть почти 5 тыс. км. Билеты и посадочные талоны на различные виды транспорта, которые ему пришлось бы добывать в пути, должны были подкреплять его «легенду» в случае проверки."
Как продолжает г-н Ракитин: "американский историк Куртис Пиблс, пытаясь исследовать историю нелегальных забросок агентуры ЦРУ и военной разведки США в глубь территории СССР во времена «холодной войны», столкнулся с принципиальным нежеланием представителей американского разведывательного сообщества обсуждать эту стародавнюю, казалось бы, тему. Официальные лица до сих пор не назвали ни одной фамилии своего агента или пилота самолета, осуществлявшего десантирование." (Конец цитаты).
В своей книге, во всяком случае в варианте, с которой можно ознакомиться в сети Интернет г-н Ракитин не дает ссылок на источники информации, но судя по тому что в тексте упоминается американский историк Куртис Пиблс (Curtis Peebles) речь идет о трех его книгах:
1. Twilight Warriors: Covert Air Operations Against the USSR, 2005, Naval Institute Press, ISBN 1-59114-660-7
("Сумеречные воины: Тайные воздушные операции против СССР")
2. Dark Eagles: A History of Top Secret U.S. Aircraft Programs, 1997. ISBN 0-89141-623-4
"Темные орлы: История сверхсекретных авиационных программ США"
3. Shadow Flights, ISBN 0-89141-700-1, переведена в 2002 г. на русский язык издательством "Русич", ISBN: 5-8138-0355-6, под названием "Тайные полеты".
К сожалению я не имел возможности (да и не ставил такой задачи) ознакомиться с данными произведениями, следовательно не могу оценить их, поэтому продолжу цитирование книги г-на Ракитина.
"Все разведчики-нелегалы, забрасываемые в глубь советской территории, не являлись гражданами США . Предполагалось, что после успешного выполнения поставленного задания и возвращения на Запад эти люди получат американское гражданство, трудоустройство и военную пенсию (по окончании контракта). Одновременно с этим все участники нелегальных операций предупреждались, что в случае их пленения советскими органами госбезопасности американское правительство не будет защищать их интересы и не признает своего участия в тайных операциях.
До сих пор американская сторона не обнародовала ни единой фамилии участника операций по заброске агентов-нелегалов в СССР. Все конкретные персоналии, упоминаемые в открытых публикациях, имеют своим происхождением российские источники. Объяснение этой странной скромности может быть только одно — заброшенные нелегалы натворили на территории СССР столько преступлений, что в них нельзя признаваться даже спустя более полувека. Это как раз тот случай, когда молчание выглядит красноречивее любых слов…" (конец цитаты).
Как вы сами понимаете, такая "забота" о сохранении инкогнито агентов была продиктована еще и желанием сохранить реноме американской разведки в стиле "белой пушистости", поскольку назови они хотя бы одну фамилию, наши органы контрразведки установили биографию этого субъекта и рассказали о тех кровавых злодеяниях которые он совершил до того момента, когда оказался под крылом американских спецслужб, в том числе, когда речь шла о лицах, совершавших акты геноцида в отношении еврейского населения.
По Ракитину, агенты маскировались под обычных советских туристов. Соответственно, они должны были передвигаться на таких же узких лыжах, как группа Дятлова.
Ракитин ошибается.
Сама по себе встреча американских агентов с дятловцами просто на маршруте не обязательно привела бы к трагическим последствиям, так как «за спиной» агентов стояло ЦРУ со всеми его возможностями. Оно, естественно, разработало подходящую легенду для разведчиков, снабдило их соответствующей экипировкой и документами, хотя сложно представить, что одежда, которую имели агенты была аутентичной той, которую носили жители Свердловской области в тот период времени и в той местности.
Тем не менее, дятловцам в тех условиях, когда они вышли на агентов, довольно сложно было их разоблачить. Агенты были бывшими советскими гражданами т.е. хорошо говорили по-русски (например, бывшие бандеровцы, власовцы), да и по разного рода бытовым вопросам их довольно сложно было раскусить, так как информационное поле в СССР было довольно узким. Радио, 5-6 газет, десяток журналов, не очень большое количество кинофильмов. Телевидение, если и было, то в зачатке. Встретились бы они на маршруте, ничего не произошло, тем более, что агенты постарались бы уклониться от слишком продолжительного общения.
Более того, как вы сами понимаете передвижение агентов по территории СССР в той местности сильно отличалось от того, как это делали туристы. Движение осуществлялось с предварительной разведкой маршрута, по возможности вблизи кромки леса, самые опасные участки пересекались в темное время суток.
Причина - как в нежелании контактов со случайно встреченными людьми (легенда легендой, но и от глупого прокола на какой-нибудь мелочи никто не застрахован), так и действия контрразведки, которой могли сообщить о высадке агентов, как уже на территории СССР (случайно заметили), так и из США через внедренную агентуру ГРУ/КГБ.
Впрочем, и сами дятловцы вряд ли стремились искать контакта с незнакомцами в условиях, где "закон - тайга, а прокурор - медведь", не имея огнестрельного оружия, зато имея заботу о безопасности двух девушек в составе группы.
Отметили бы ребята эту встречу в дневниках и все.
Нахождение ночью на привале было единственным временем, когда группу агентов можно было застать врасплох: один или два человека спят в палатке, полусонный дежурный сидит у небольшого (что бы не пропахнуть дымом) костра, даже в страшном сне не представляя, что прямо сейчас на него из темноты вывалятся девять человек.
Но даже в этой ситуации, все бы обошлось, если бы в группе Дятлова не было раненых. Агенты пошли своей дорогой, ребята после починки палатки – своей.
Если бы агенты разожгли костер глубоко в лесу, а не у кедра на опушке, опять-таки все обошлось, ребята их не увидели. Агентам меньше всего нужна была встреча с кем-либо, поэтому увидев/услышав других людей, они бы незаметно удалились подальше от этого места.
(Справедливости ради надо отметить, что разведение костра именно под большим деревом соответствует инструкциям по действию диверсионно-разведывательных групп на вражеской территории: днем пышная крона маскирует дым поднимающийся от костра, а ночью защищает от обнаружения костра с воздуха.)